Воскресенье, 05.05.2024, 08:00
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Концепция развития музея

    Концепция развития музея «Истоки» МАОУ СОШ № 5

     

    Миссия Музея

    Миссия школьного историко-краеведческого музея «Истоки» -это содействие устойчивому развитию учащихся через освоение жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, члена общества.

    Особенностью музея является то, что обучение и воспитание идет через живое общение с ветеранами труда, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне. Учащиеся напрямую соприкасаются с историей своего города, страны. Изучение истории по рассказам очевидцев, безусловно, приводит к развитию у учащихся коммуникативных навыков, формирует интерес и чувство исторической сопричастности к прошлому и настоящему своей страны.

    Позиция музейного педагога в музейной деятельности:

    -создает условия для познавательной деятельности ребенка;

    -организует общение ребенка с предметным миром культуры и истории;

    -содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей.

    Позиция участников музейного актива:

    -позиция созидания;

    -не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

    -бережное и уважительное отношение к наследию;

    -требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

    Музей в своей деятельности опирается на следующие положения музейной педагогики:

    --актуализация историко-культурного наследия Родины;

    -освоение историко-культурного наследия как личного достояния учащихся;

    -реализация творческих, индивидуальных потребностей учащихся.

    В основе образовательной деятельности музея находится музейный предмет который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Формирование знаний, умений и навыков выступает средством развития личности.

    Цель и задачи программы развития

    Целью программы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея.

    Для достижения этой цели программа развития музея предусматривает решение следующих задач:

    -Доработать имеющуюся экспозицию, чтобы он оказала наиболее сильное эмоциональное и воспитательное воздействие;

    -Сохранить и расширить фонды музея «Истоки», обеспечить музейным предметам оптимальные условия хранения;

    -Продолжить поисково-исследовательскую деятельность музея;

    -Вовлечение в сферу деятельности музея общественные организации и другие заинтересованные структуры города, а также родителей учащихся;

    -Создать все условия для реализации обучающихся в активе, развития творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности.

    Идеальная модель музея

    Состояние экспозиции и информационных стендов

    Экспозиция музея размещается в экспозиционном зале. Содержание информационных стендов актуально современным информационным источникам. Помещение зала хорошо освещено, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Предметы в экспозиции хорошо скомпонованы по композициям. Их расположение логически обосновано.

    Разделы экспозиции:

    1. «Мужество, творящее историю» -о ветеранах Великой Отечественной Войны Калининского района г. Челябинска

    2. «Вершина жизни подвиг» -об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне

    3. «История Калининского района в годы Великой Отечественной Войны» рассказывает о героях тыла и о трудовых подвигах калининцев.

    4. «С чего начинается Родина…» -об истории школы

    5. «Учителями славится Россия…» -биографии знаменитых учителей школы

    6. «Ученики приносят славу ей…» -биографии знаменитых выпускников школы

    7. «История детского движения в СССР»

    8. «Модели военной техники»

    9. «Уроки мужества» -об организации боевое братство.

    10. «Спортивные достижения»

    11. Раздел посвященный сменным экспозициям.

    Варианты тематики сменных экспозиций:

    -Судьба семьи в судьбе страны

    -Россия и мир

    -Челябинск в годы войны

    -Локальные войны

    -Дар музею.

    Состояние учета и хранения фондов

    На все поступающие в фонды предметы составляется акты приема-передачи. Музейные предметы описываются и заносятся в инвентарную книгу. Музейные фонды располагаются в отдельном помещении. Предметы хранятся на специальных стеллажах, распределены по коллекциям. Частично проводятся реставрационные работы по консервации памятников истории и быта.

    Создан отдельный фонд из материалов исследовательских работ учащихся, презентаций, видеофильмов.

    Наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям

    В музее составлен пакет всех необходимых нормативных документов музея в печатном и электронном виде. Разработан график посещения музея учащимися разных возрастных групп и проведения массовых мероприятий.

     Характеристика контингента музейного актива

    Совет музея является постоянно действующим совещательным методическим, консультативным органом, осуществляющим помощь и руководство в деятельности музея. Он призван содействовать развитию музея, установлению и поддержанию связей музея с другими внутришкольными структурами и объединениями воспитательной направленности (библиотека, кружки), с внешкольными учреждениями и организациями, с ветеранами и выпускниками. Совет музея действует на общественных началах.

    В состав совета музея входят:

    -председатель-руководитель музея,

    -заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

    -председатель территориального совета ветеранов;

    -учитель истории;

    -заведующая школьной библиотекой;

    -активные учащиеся-старшеклассники 5-8 человек.

    Совет музея:

    - осуществляет координацию деятельности по реализации программы,

    -определяет содержание конкретных мероприятий по ее реализации, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышения эффективности в работе.

    -рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы;

    -заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива;

    -организует подготовку экскурсоводов, учебу актива.

    В музейный актив принимаются учащиеся с 9-ти лет на добровольной основе. Их активистов формируются группы в соответствии с разделами музейной деятельности с учетом пожеланий участников актива. Занятия совета музея проходят по графику.

    Группы активистов:

    Группа поисковой работы- ведет передачу ценных материалов и находок в фонд музея и последующий учет, ведет работу с письмами родственников погибших в период Великой Отечественной Войны, локальных войн, с бывшими учениками школы. Берет интервью.

    Группа информационной работы информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность о деятельности музея, о его темах и экспонатах, наглядно информирует итоги массовых дел и акций.

    Группа экскурсионной работы организует обзорные и тематические экскурсии по музею, проводит беседы и мастер-классы.

    Группа фондовой работы заботится о сохранении фондов, условиях хранения, описывает музейные предметы и заносит их в учетную документацию, изучает материалы хранящиеся в музее, собирает информацию по музейным предметам для проведения экскурсий, написания исследовательских работ.

    Группа экспозиционно-выставочной работы разрабатывает тематику выставок, собирает для них материал, оформляет экспозицию, готовит мероприятия на базе выставок.

    В каждой группе не более 10 человек, для лучшего воспитательного процесса и организации совместной деятельности.

    Посещаемость музея

    Музей открыт для посещения весь учебный год. Знакомство с музеем происходит как в организованном порядке, так и в форме свободного посещения.

    На базе школьного музея можно проводить экскурсии и тематические занятия:

    Для младшего школьного возраста:

    - «История семьи в судьбе страны»

    - «Идет война народная»

    - «Награды дедушки»

    - «Что расскажут фотографии военных лет»

    - «Победные дни России»

    - «Дети в годы Великой Отечественной Войны»

    - «Декоративно-прикладное искусство Урала»

    - «Октябрята, пионер, комсомольцы»

     Место музея в учебно-воспитательном процессе Образовательного Учреждения

    На базе музея проводятся уроки истории, классные часы, внеклассные мероприятия. В образовательной сфере деятельность музея способствует приобретению учащимися глубоких знаний по истории России, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, воспитание у учащихся чувства уважения к родной истории, гордости за ее славное военное прошлое, уважения к людям, защитившим ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания.

    Формы работы музея

    В музее используются следующие формы и методы работы:

    -игра,

    -классные часы,

    --экскурсии,

    -конкурсы,

    -акции,

    -выездные поисковые экспедиции,

    -лекции,

    -консультации,

    -кружки,

    -студии,

    -клубы,

    -литературные вечера,

    -встречи с интересными людьми,

    -праздники,

    -исторические игры,

    -викторины.

    Взаимодействие в условиях социокультурного пространства

    Музеем ведется большая работа по организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с привлечением общественных организаций.

    Становление сетевого взаимодействия и социального партнерства в деятельности музея-процесс последовательный, постепенный, предполагающий несколько уровней:

    -уровень информации, когда образовательные и общественные учреждения обмениваются сведениями;

    -уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями.

    Ресурсное обеспечение развития музея

    Финансирование развития музея осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств. Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства председатель Совета Музея. Необходимо развитие спонсорских и партнерских отношений с внешкольными учреждениями организациями, установление договорных связей. Привлечение к помощи родителей по развитию музея на добровольной основе.

    Информационные ресурсы

    В музее собрана библиотека, включающая в себя книги, брошюры, газеты и журналы. Кроме того, музей обеспечен методическими брошюрами областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий по вопросам организации школьных музеев, патриотическому воспитанию учащихся и другим вопросам.