|
Концепция развития музеяКонцепция развития музея «Истоки» МАОУ СОШ № 5
Миссия Музея Миссия школьного историко-краеведческого музея «Истоки» -это содействие устойчивому развитию учащихся через освоение жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, члена общества. Особенностью музея является то, что обучение и воспитание идет через живое общение с ветеранами труда, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне. Учащиеся напрямую соприкасаются с историей своего города, страны. Изучение истории по рассказам очевидцев, безусловно, приводит к развитию у учащихся коммуникативных навыков, формирует интерес и чувство исторической сопричастности к прошлому и настоящему своей страны. Позиция музейного педагога в музейной деятельности: -создает условия для познавательной деятельности ребенка; -организует общение ребенка с предметным миром культуры и истории; -содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей. Позиция участников музейного актива: -позиция созидания; -не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь; -бережное и уважительное отношение к наследию; -требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка. Музей в своей деятельности опирается на следующие положения музейной педагогики: --актуализация историко-культурного наследия Родины; -освоение историко-культурного наследия как личного достояния учащихся; -реализация творческих, индивидуальных потребностей учащихся. В основе образовательной деятельности музея находится музейный предмет который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Формирование знаний, умений и навыков выступает средством развития личности. Цель и задачи программы развития Целью программы является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея. Для достижения этой цели программа развития музея предусматривает решение следующих задач: -Доработать имеющуюся экспозицию, чтобы он оказала наиболее сильное эмоциональное и воспитательное воздействие; -Сохранить и расширить фонды музея «Истоки», обеспечить музейным предметам оптимальные условия хранения; -Продолжить поисково-исследовательскую деятельность музея; -Вовлечение в сферу деятельности музея общественные организации и другие заинтересованные структуры города, а также родителей учащихся; -Создать все условия для реализации обучающихся в активе, развития творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности. Идеальная модель музея Состояние экспозиции и информационных стендов Экспозиция музея размещается в экспозиционном зале. Содержание информационных стендов актуально современным информационным источникам. Помещение зала хорошо освещено, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Предметы в экспозиции хорошо скомпонованы по композициям. Их расположение логически обосновано. Разделы экспозиции: 1. «Мужество, творящее историю» -о ветеранах Великой Отечественной Войны Калининского района г. Челябинска 2. «Вершина жизни подвиг» -об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне 3. «История Калининского района в годы Великой Отечественной Войны» рассказывает о героях тыла и о трудовых подвигах калининцев. 4. «С чего начинается Родина…» -об истории школы 5. «Учителями славится Россия…» -биографии знаменитых учителей школы 6. «Ученики приносят славу ей…» -биографии знаменитых выпускников школы 7. «История детского движения в СССР» 8. «Модели военной техники» 9. «Уроки мужества» -об организации боевое братство. 10. «Спортивные достижения» 11. Раздел посвященный сменным экспозициям. Варианты тематики сменных экспозиций: -Судьба семьи в судьбе страны -Россия и мир -Челябинск в годы войны -Локальные войны -Дар музею. Состояние учета и хранения фондов На все поступающие в фонды предметы составляется акты приема-передачи. Музейные предметы описываются и заносятся в инвентарную книгу. Музейные фонды располагаются в отдельном помещении. Предметы хранятся на специальных стеллажах, распределены по коллекциям. Частично проводятся реставрационные работы по консервации памятников истории и быта. Создан отдельный фонд из материалов исследовательских работ учащихся, презентаций, видеофильмов. Наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям В музее составлен пакет всех необходимых нормативных документов музея в печатном и электронном виде. Разработан график посещения музея учащимися разных возрастных групп и проведения массовых мероприятий. Характеристика контингента музейного актива Совет музея является постоянно действующим совещательным методическим, консультативным органом, осуществляющим помощь и руководство в деятельности музея. Он призван содействовать развитию музея, установлению и поддержанию связей музея с другими внутришкольными структурами и объединениями воспитательной направленности (библиотека, кружки), с внешкольными учреждениями и организациями, с ветеранами и выпускниками. Совет музея действует на общественных началах. В состав совета музея входят: -председатель-руководитель музея, -заместитель директора по учебно-воспитательной работе; -председатель территориального совета ветеранов; -учитель истории; -заведующая школьной библиотекой; -активные учащиеся-старшеклассники 5-8 человек. Совет музея: - осуществляет координацию деятельности по реализации программы, -определяет содержание конкретных мероприятий по ее реализации, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышения эффективности в работе. -рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, тематико-экспозиционные планы; -заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности актива; -организует подготовку экскурсоводов, учебу актива. В музейный актив принимаются учащиеся с 9-ти лет на добровольной основе. Их активистов формируются группы в соответствии с разделами музейной деятельности с учетом пожеланий участников актива. Занятия совета музея проходят по графику. Группы активистов: Группа поисковой работы- ведет передачу ценных материалов и находок в фонд музея и последующий учет, ведет работу с письмами родственников погибших в период Великой Отечественной Войны, локальных войн, с бывшими учениками школы. Берет интервью. Группа информационной работы информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность о деятельности музея, о его темах и экспонатах, наглядно информирует итоги массовых дел и акций. Группа экскурсионной работы организует обзорные и тематические экскурсии по музею, проводит беседы и мастер-классы. Группа фондовой работы заботится о сохранении фондов, условиях хранения, описывает музейные предметы и заносит их в учетную документацию, изучает материалы хранящиеся в музее, собирает информацию по музейным предметам для проведения экскурсий, написания исследовательских работ. Группа экспозиционно-выставочной работы разрабатывает тематику выставок, собирает для них материал, оформляет экспозицию, готовит мероприятия на базе выставок. В каждой группе не более 10 человек, для лучшего воспитательного процесса и организации совместной деятельности. Посещаемость музея Музей открыт для посещения весь учебный год. Знакомство с музеем происходит как в организованном порядке, так и в форме свободного посещения. На базе школьного музея можно проводить экскурсии и тематические занятия: Для младшего школьного возраста: - «История семьи в судьбе страны» - «Идет война народная» - «Награды дедушки» - «Что расскажут фотографии военных лет» - «Победные дни России» - «Дети в годы Великой Отечественной Войны» - «Декоративно-прикладное искусство Урала» - «Октябрята, пионер, комсомольцы» Место музея в учебно-воспитательном процессе Образовательного Учреждения На базе музея проводятся уроки истории, классные часы, внеклассные мероприятия. В образовательной сфере деятельность музея способствует приобретению учащимися глубоких знаний по истории России, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, воспитание у учащихся чувства уважения к родной истории, гордости за ее славное военное прошлое, уважения к людям, защитившим ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания. Формы работы музея В музее используются следующие формы и методы работы: -игра, -классные часы, --экскурсии, -конкурсы, -акции, -выездные поисковые экспедиции, -лекции, -консультации, -кружки, -студии, -клубы, -литературные вечера, -встречи с интересными людьми, -праздники, -исторические игры, -викторины. Взаимодействие в условиях социокультурного пространства Музеем ведется большая работа по организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями с привлечением общественных организаций. Становление сетевого взаимодействия и социального партнерства в деятельности музея-процесс последовательный, постепенный, предполагающий несколько уровней: -уровень информации, когда образовательные и общественные учреждения обмениваются сведениями; -уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями. Ресурсное обеспечение развития музея Финансирование развития музея осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств. Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства председатель Совета Музея. Необходимо развитие спонсорских и партнерских отношений с внешкольными учреждениями организациями, установление договорных связей. Привлечение к помощи родителей по развитию музея на добровольной основе. Информационные ресурсы В музее собрана библиотека, включающая в себя книги, брошюры, газеты и журналы. Кроме того, музей обеспечен методическими брошюрами областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий по вопросам организации школьных музеев, патриотическому воспитанию учащихся и другим вопросам.
|